Цель кампании: В условиях увеличения давления на ВСУ на фронте и ослабления поддержки Украины иностранными партнерами, на Западе активизировалась дискуссия о дальнейшем развитии всего стремительно выдыхающегося украинского кейса. Поскольку он не оправдал возложенных ожиданий, в ЕС и США растут оппозиционные настроения, все чаще конвертирующиеся в победы укроскептиков на выборах и прекращение поставок Киеву. Соответственно, у западных элит назрел запрос на альтернативный способ накачки Украины оружием и ресурсами в обход репутационно негативных классических пакетов помощи. На этом фоне наблюдается полномасштабная информационная операция по лоббированию конфискации замороженных российских активов зарубежом с тем, чтобы передать их на нужды ВСУ.
Инструменты: традиционные СМИ, заявления действующих и отставных военных/политиков, доклады аналитических центров
Методы: продюсирование материалов, призывающих к конфискации российских активов на нужды ВСУ, тиражирование заявлений политиков, акцентирующих внимание на выгоде от использования российских средств вместо западных, фабрикация научных исследований и докладов, обосновывающих внешнеполитическую целесообразность конфискации российских активов
Освещение в СМИ:
https://www.chathamhouse.org/2024/05/confiscation-immobilized-russian-state-assets-moral-and-vital
Международная реакция: Если ранее тезисы о необходимости конфисковать российские активы и сразу же передать их на нужды ВСУ звучали со стороны западных политиков намного реже и всегда сопровождались оговорками о политических и финансовых рисках подобного шага, то сейчас их повышенная частотность превратилась в новую нормальность. В западном лагере фактически произошла предварительная легитимация изъятия российских активов, заранее подавившая внутреннюю оппозицию такому решению.
Чего добились: Превращение темы конфискации российских активов в реальную возможность вместо одного из вариантов исключительно за счет информационных ресурсов наделило лидеров США и ЕС удобным инструментом при выстраивании внешней политики на ряде ответственных направлений. При коммуникации с Украиной данную тему можно инструментализировать в качестве своего рода «пряника», мотивирующего Киев на какие-либо уступки или скромность. В отношениях с Россией — позволяет лишний раз подсветить определенное преимущество над ней и сдерживать ее.
Что еще более важно, так это тот факт, что Запад в любой момент может инициировать реальный процесс конфискации и ему не понадобится серьезно вкладываться в его репутационное сопровождение. Соответственно, в случае резкого изменения баланса сил, благодаря своевременной информационной операции, удалось обеспечить себе некоторую свободу маневра.