Событие: 28 мая 2024 парламент Грузии, преодолев президентское вето, принял скандальный закон об «иноагентах», регулирующий деятельность различных НПО и СМИ с иностранным финансированием. Несмотря на наличие уверенного большинства у правящей партии «Грузинская мечта», ей пришлось столкнуться с ожесточенным сопротивлением прозападной оппозиции, которая вывела на улицы тысячи людей. При этом осенью в стране должны пройти парламентские выборы, которые определят состав нового правительства на ближайшие четыре года, так что масштабный политический кризис неизбежно повлияет на их исход.
Цель акции: США и особенно структурам ЕС очень нужно управляемое руководство Грузии, подверженное влиянию неофициальных инструментов «мягкой силы», поэтому для возвращение курса Тбилиси в выгодное русло они инициировали специальную информационную операцию. Учитывая стремление страны к евроинтеграции, общественное мнение особенно чувствительно к подвижкам в этом направлении. Соответственно, основная задача западников состоит в том, чтобы демонстративно откатить шансы Грузии вступить в ЕС и обвинить в этом «Грузинскую мечту», чтобы спровоцировать электоральное поражение неудобной для себя партии.
Инструменты: традиционные СМИ, соцсети, западные и грузинские политические институты и политики.
Методы: фабрикация репутационно негативных инфоповодов для «Грузинской мечты», позитивное освещение оппозиции в подконтрольных медиа, тиражирование заявлений европейских и американских политиков, санкции и/или угроза их ввести.
Освещение в СМИ:
https://www.rferl.org/a/georgia-foreign-agent-media-law-draft-washington-concerns/32274198.html
https://www.golosameriki.com/a/us-slaps-first-sanctions-on-georgia/7646552.html
https://www.ft.com/content/80b6dea5-a905-41a4-b53a-d8b650dd99bc
https://euobserver.com/eu-and-the-world/arb7e312e7
Реакция общества: Вброс в публичный дискурс нарратива о том, что «Грузинская мечта» саботирует европейский путь страны, способствовал радикализации и консолидации сторонников оппозиции вокруг однозначно прозападных политических сил. Кроме того, пропагандистская машина Запада смогла инструментализировать ярко выраженные антироссийские настроения части грузинского общества, связав закон об «иноагентах» с российским аналогом. Развитие различных теорий на этой почве привело к появлению нарратива о якобы «подконтрольности» Москве правительства «Грузинской мечты». При этом об аналогичном американском законе совершенно умалчивается.
Международная реакция: В глазах западной общественности руководство Грузии фактически последовательно дискредитируется, что приводит к частичной дипломатической изоляции «Грузинской мечты». Конструирование нарочито нерукопожатного образа страны зарубежом является четким сигналом для Тбилиси со стороны Запада. С одной стороны, международная обструкция прямо влияет на продолжение внутриполитической нестабильности. С другой, служит в качестве способа давления на правительство Грузии с целью заставить его поменять свою политику и принудительно вписаться в единую линию поведения евроатлантического лагеря.
Чего добились: Благодаря данной информационной операции Западу удалось организовать два основных трека работы с грузинским электоратом в преддверии выборов: во-первых, убеждение его в возможном срыве и так далеко не гарантированной евроинтеграции, а, во-вторых, бездоказательные манипуляции при помощи образа «продавшегося оккупанту правительства», вступившего в сговор с Россией. Все это помогает поддерживать резко антагонистическую позицию по отношению к «Грузинской мечте» со стороны оппозиционных движений, консервировать их мобилизационный потенциал, а также создавать правящей партии искусственные сложности из-за внутренней турбулентности. Окончательные результаты станут понятны уже непосредственно по итогам голосования в октябре, однако уже сейчас можно констатировать, что правящей партии, как минимум, создали серьезное препятствие для переизбрания.