Событие: 20 марта 2019 года Могилевский футбольный клуб Днепр был переименован в «Дняпро Магілёў» после объединения с «ФК Луч» Минск. После объединения логотип был сменён на символ националистов — герб «Погоня».
Цель: продвигать мягкую «белорусизацию» общества, создавать подконтрольные отряды радикалов в противовес «русскому миру» и возможным антинационалистическим силам. Показать для РФ пугающие образы национализма с тем, чтобы выбить себе торгово-экономические преференции, в то же время, избегая реальных шагов по политической и экономической интеграции.
Направление: Молодежь, спорт.
Инструмент: ультрас,
Метод: переименование
Освещение в СМИ:
http://teleskop-by.org/2019/03/27/iz-mogilevskogo-fk-dnepr-sdelali-natsionalisticheskij-dnyapro/
https://nn.by/?c=ar&i=225728&lang=ru
Реакция общества: после произошедших событий на Украине в 2014 г, в Беларуси также стал активно развиваться национализм, особенно в фанатской среде. Архитектором этого является нынешний премьер-министр Сергей Румас, возглавлявший ранее Федерацию футбола.
Именно ультрас стали одной из главных движущих сил Майдана, составив костяк организации «Правый сектор». Белорусские ультрас активно сотрудничают с украинскими, поднимают на стадионах флаг «Погоня», кричали лозунги, в частности «Хто не скаче, той москаль», «Слава Украине, героям слава» и другие. Они принимают активное участие в главном националистическом празднике – «Дне воли», посвященной годовщине создания «БНР», имеющего явный антироссийский окрас. К примеру, в 2018 г. Гродно был устроен целый перформанс в 100-летнюю годовщину «БНР».
Часть фанатов-радикалов воюют на востоке Украины, создав добровольческий батальон «Беларусь», участники которого выпустили специальный видеоролик-поздравление в этом году.
«Братья-белорусы! В этот день, 101 лет назад наши предки обрели независимость нашего государства! За это наш Кривицкий род более 70 лет терпел издевательства и притеснения со стороны восточной империи. Они уничтожали нашу интеллигенцию — наше сознание и ум нации, запрещали язык и письменность, но мы выстояли и сегодня имеем свое государство благодаря жертвенности наших предков. Сегодня вопрос нашей независимости стоит злободневно, как никогда. Мы, бойцы-белорусы в Украине, уверяем вас, что первыми придем на защиту нашего края! Но, только сплотившись мы сможем дать отпор нашествию! От каждого из нас зависит судьба нашего отечества!», — говорится в нем.
Несмотря на отсутствие формального единства, националистические ультрас Беларуси представляют собой потенциально опасную силу, которая станет силовым крылом в «цветной революции» в будущем. Власть всячески заигрывает с национализмом, в результате чего Беларусь рискует получить украинский вариант, а силы и движения, которые могли бы что-либо этому противопоставить, в стране отсутствуют.
Международная реакция: действующий президент Лукашенко на фоне проблем с Россией включил дезинтеграционную риторику и активно заигрывает с Западом.
«Сотрудничество на Западе сегодня вызывает некую аллергию и порой истерику у нашего главного партнера — Российской Федерации… Спрашивается, чего вы истерите? Нашу продукцию на рынок не пускают, нахлебниками обзывают, выталкивают, давят, где только можно. Нам что, спрятаться под плинтус и там сидеть», — отмечал он в начале марта этого года.
В свою очередь, интервенты используют данную игру «батьки» в своих целях: США увязывают разрешение на националистические акции с возможным снятием санкций с Беларуси.
С помощью социального инжиниринга западные структуры ведут активную деятельность в стране, делая акцент именно на антирусской составляющей белорусского национализма, являющейся ключевой в стратегии по отрыву Беларуси от союза с Россией. Празднование «Дня воли» в 2018 и 2019 г показало, что данные идеи получают все большее распространение в обществе, особенно среди молодежи.
Чего добились: Атрибуты и символы национализма за последние годы в среде белорусских ультрас стали неотъемлемой частью их функционирования. На Украине все также начиналось с вывешиваний «бандеровских» флагов на трибунах. В данный момент при активном попустительстве властей идет их переход в более высокое организованное русло, что в итоге приведет к формированию белорусского «Правого сектора».