Событие: 8 декабря 2018 года, в Сербии начались акции протеста. Акцию протеста организовала политическая сила «Левая партии», после того как 23 ноября группа мужчин напала на Борко Стефановича, лидера «Союза за Сербию», в южном городе Крушевац. Политик был избит железным прутом. Президент Вучич сказал, что преступники, напавшие на Стефановича, были арестованы вскоре после инцидента, однако оппозиционные политики утверждают, что к избиению причастна правящая сила – «Прогрессивная партия».
Цель акции: Воспользовавшись общественно-политическими протестами, которые подогреваются инструментами интервентов – политиками и политическими деятелями: оппозиционной силой Левая партия, «националистами» и рядом более мелких партий, интервенты пытаются заставить сербское правительство во главе с Александром Вучичем признать независимость Косово, не допустить строительства нового газопровода для транспортировки российского газа через Балканы и отстранить от власти сторонников дружбы с РФ. Сербские власти вынуждают немедленно признать независимость номинально сербской (согласно Конституции страны) провинции Косово в ее нынешних административных границах (включая населенный сербами север края). Кроме того, крупные протесты в Сербии могут стать причиной приостановки строительства «Турецкого потока», как минимум попытки сменить правительство Сербии, которое откажется от строительства газопровода. Россия построила трубу из Туапсе, через Черное море в Турцию в обход Карабаха и всех зон нестабильности. Свергнуть Реджепа Эрдогана не получается (хотя уже попытки были), но есть Балканы и это — следующая точка для создания нестабильности, что и происходит сейчас в Белграде и других сербских городах.
Направление: государственное управление, политическая система, права человека.
Инструмент: международные центры, политики
Метод: демонстрации, забастовка, протесты.
Освещение в СМИ:
https://iz.ru/857234/2019-03-17/prezident-serbii-obratitsia-k-narodu-v-sviazi-s-protestami
https://www.bbc.com/russian/av/media-46858059
https://www.ft.com/content/14bec14c-272b-11e9-a5ab-ff8ef2b976c7
Реакция общества: Общественность Сербии активно поддержала протесты благодаря профессиональной работе специалистов по социальному инжинирингу и их функционеров из оппозиционной партии Борко Стефановича. Под их влиянием тысячи демонстрантов вышли на улицы Белграда и потребовали изменения политики со стороны президента страны Александра Вучича и правящей Сербской прогрессивной партии. А также против политического давления на оппозицию и узурпации власти. Такие протесты продолжились в течение трех месяцев, крупнейший из которых состоялся 29 декабря, оппозиция заявила, что в нем приняли участие около 70 тыс. человек. Основные требования, выдвинутые участниками протестов, касаются свободы СМИ и обеспечения предпосылок для проведения честных выборов, а также отставки министра внутренних дел Небойши Стефановича. Протестующие обвинили власть Сербии в желании продать национальные интересы и в работе на интервентов. Один из спикеров протеста Стеван Гайич заявил, что «премьер-министр Анна Брнабич, например, работала раньше в NALED (проект, финансируемый USAID). Поэтому я не понимаю, почему кто-то должен бояться майдана в Сербии, если там «оранжевые» уже у власти». Таким образом, функционеры и лидеры пытаются сместить акценты и сделать из правительства Вучича предателей, раньше, чем будут разоблачены сами. Эта власть пользуется поддержкой руководства НАТО и Европейской комиссии, которое постоянно хвалит Александра Вучича как реформатора, потому что он выполняет их геополитические заказы. Тем не менее, эти еженедельные выступления носили мирный характер до марта 2019 года.
16 марта протестующие забросали здание «Радио и телевидения Сербии» (RTS) яйцами и обклеили листовками, а затем ворвались в телецентр, потребовав доступ в прямой эфир. При этом они угрожали находившимся внутри людям бензопилой. Причиной стало нежелание руководства телекомпании приглашать лидеров оппозиции Бошко Обрадовича и Драгана Джиласа на политическое шоу. Возобновить эфир RTS удалось примерно через четыре часа, когда полиция вывела протестующих на улицу. 17 марта у президента Вучича была назначена пресс-конференция по поводу ситуации с RTS. На это время лидеры «Союз за Сербию призвали своих сторонников оцепить резиденцию главы государства в Белграде. Протестующие прорвали оцепление полиции и подошли вплотную к зданию, встав живым кольцом и заблокировав выходы. Собравшиеся скандировали «Вучич — вор!», требовали отставки всего высшего руководства и проведения свободных выборов. Из толпы также слышались выкрики «С ним покончено!» — под таким лозунгом в 2000-м свергли занимавшего тогда пост президента Сербии Слободана Милошевича. Обрадович и несколько других хулиганов напали на сотрудников полиции неподалеку от здания и пытались наехать на грузовике на полицейских. Полиция разогнала демонстрантов слезоточивым газом.
23 марта протестующие собрались у здания философского факультета Белградского университета. Перед ними выступил актёр Бранислав Лечич. Он заявил, что вместе со своими сторонниками уже четыре месяца ждёт ухода президента Вучича и премьера Брнабича со своих постов. Кроме них, по требованиям протестующих, должны покинуть свои должности члены Совета Регулятора электронных СМИ, а также спикер парламента Майя Гойкович. 24 марта активисты Сербской радикальной партии во главе со своим лидером Воиславом Шешелем сожгли флаги Европейского союза и НАТО в центре Белграда по случаю 20-летия бомбардировок Югославии.
Международный резонанс: 2019 год должен стать годом, в котором власти Сербии и самопровозглашенной республики Косово заключат соглашение о всеобъемлющей нормализации отношений, заявил посол США в Приштине Филип Коснет.
В начале февраля постпред Великобритании при ООН Карен Пирс заявила, что власти Косово имеют право на формирование своей армии. Кроме того, одобрение на создание полноценных вооруженных сил Косово дали и еще ряд западных стран. Это нарушает резолюцию СБ ООН 1244 и ставит под угрозу безопасность сербов, проживающих в регионе.
15 февраля Президент США Дональд Трамп сообщил сербскому коллеге Александру Вучичу в День государственности Сербии, что итогом переговоров Белграда и Приштины по урегулированию в Косово должно стать «взаимное признание».
Чего добились: главная цель была достигнута лишь отчасти, провокация против сербского правительства получила масштабную поддержку. В стране более 3-х месяцев каждые выходные проходят массовые демонстрации, которые начали перерастать в беспорядки и захваты государственных учреждений. Специалисты по социальному инжинирингу направили народные протесты в антиправительственное русло с обвинениями правительства Александра Вучича в узурпации власти, притеснении гражданских институтов и предательстве национальных интересов; создали тысячную поддержку оппозиции, которая в реалии имеет в стране не выше 15% сторонников, против «Прогрессивной партии» во главе с президентом, чья поддержка более 50% населения.
В ответ с 17 марта представители правительства предпринимают аресты наиболее активных и агрессивных «активистов». За два дня арестованы 18 человек. Как сообщил директор полиции Сербии Владимир Ребич, среди взятых под стражу девять человек нарушили закон об общественном порядке, а восемь — совершили преступления. При этом семь человек уже привлекли к административной ответственности: они получили 30 дней тюрьмы или штраф. После штурма телецентра Вучич отказался общаться с руководством оппозиции. При этом он назвал лидера крайне правой партии «Двери» Бошко Обрадовича фашистом. Кроме того, Вучич заявил, что «если кто-то из них (оппозиционеров) совершит насилие, мы сразу отреагируем».
Также Вучич подчеркнул, что Сербия не бросит в опасности сограждан в Косово.
МИД РФ выразил озабоченность попытками некоторых представителей оппозиции спровоцировать насилие в Белграде 16-17 марта и выразил надежду, что ситуация в Сербии будет оставаться в рамках правового поля.
Адресуя свой мессендж интервентам 14 марта, в ходе визита президента России Владимира Путина, Александр Вучич отметил, что Сербия не допустит вмешательства в свою политику со стороны.
24 марта Александр Вучич в ходе церемонии в память о жертвах агрессии НАТО в Югославии в 1999 году в Нише заявил, что Сербия не хочет членства в НАТО.