Ноябрь для Порошенко вышел неудачный. Полный провал отопительного сезона – более 300 проблемных населенных пунктов. Вторая проблема — «евробляхеры», которые организовывают пробки в как в городах, так и на границе с Польшей для привлечения внимания. Но основной провал Порошенок в ноябре – томос. Несмотря на истерику в телефонном разговоре с Митрополитом Онуфрием и угрозы со стороны президента, на мероприятие в бывшем доме Ленина приехал только один епископ УПЦ МП. Таким образом, подставив Варфоломея, пришлось перенести заседание Синода на декабрь. Все это – невыгодный информационный фон для начала президентской компании.
Поэтому было принято решение организовать провокацию для введения военного положения, которое давало Порошенко множество бонусов: запрет акций протеста, цензура в СМИ, передел собственности юридических лиц (жадность заставила включить этот пункт в первоначальный вариант указа) и возможность перенести президентские выборы. Ключевым элементом игры была кровавая провокация под мостом и «блицкриг» в Раде, пока все не опомниться.
Однако достаточно профессиональные действия русских пограничников и трусость украинских моряков, позволили избежать жертв. Это в свою очередь не позволило довести градус тревоги украинского политикума до «безрассудного», и депутаты днем заблокировали парламент, требуя изменить условия указа. Президентский штандарт вынесли из Рады, позвонила Меркель, и Порошенко пришлось уступить требованиям о пересмотре параметров указа. Эта ситуация демонстративно показала, что его не хотят видеть на посту после марта 2019 года.
Таким образом, он добился только частичной победы. Военное положение не введено в областях, где располагаются Лавры, кроме Святогорской, но вероятность ее захвата мала. В Почаевской Лавре уже организованы отряды обороны, из верующих участников АТО, поэтому ее захват без режима ВП – сложная и, возможно, кровавая задача.
Таким образом, Порошенко получил только часть желаемого, что означает, что провокации продолжаться.