Событие: 19 февраля 2012 года в Богоявленском приделе Богоявленского собора в Елохове (Москва) и 21 февраля того же года в храме Христа Спасителя участницами группы Pussy Riot была проведена акция, обозначенная группой как «панк-молебен „Богородица, Путина прогони!“»
Цель акции: организовать провокацию против Владимира Путина и православной церкви России. Вызвать волну обсуждения в обществе на тему запретных канонов религии и прав человека. Добиться международной реакции на права и свободы граждан в России, скомпрометировать органы власти и судебную систему.
Направление: религия, государственное управление
Инструмент: творчество, музыканты, радикальный феминизм
Метод: панк-молебен, акция протеста
Освещение в СМИ:
https://lenta.ru/news/2012/02/22/riot/
https://www.bbc.com/russian/russia/2012/02/120221_pussy_riot_cathedral_concert
Реакция общества: общественность России восприняла враждебно эту акцию, православные люди требовали сурового наказания.
Исследовательский Холдинг Ромир в марте 2012 г. провел опрос на тему отношения россиян к акции панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Большинство россиян (70 %) негативно отнеслись к акции панк-группы: 38 % выразили возмущение, а 32 % отметили, что подобные акции не должны проводиться в храме. Около 7 % россиян, хотя и не поддерживают акцию, считают, что её участниц можно понять. Менее 1 % опрошенных выразили поддержку действиям Pussy Riot.
Либерально настроенные граждани и журналисты выступили в защиту участниц с требованием освободить всех. Среди музыкантов началась компания в поддержку группы: Юрий Шевчук, Лена Катина. Никита Джигурда и другие.
Pussy Riot обвинили в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти, совершённом группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 213 УК РФ).
Международней резонанс: по данным исследования, проведённого российским мониторинговым агентством NewsEffector, вынесение обвинительного приговора стало беспрецедентным по мировому резонансу и отклику российским событием последних лет. О деле Pussy Riot написали 86 % мировых СМИ. Международная правозащитная организация «Международная амнистия» признала арестованных узницами совести. Больше ста артистов и писателей выступили в защиту Pussy Riot, сделав открытые заявления.
9 июня 2012 года депутат Палаты Общин британского Парламента Керри Маккарти и министром Европы Дэвидом Лидингтоном выразили свою глубокую озабоченность длительным предварительным заключением участниц рок-группы Pussy Riot.
Официальный представитель Госдепартамента США Патрик Вентрелл считает дело Pussy Riot политически мотивированным преследованием оппозиции.
7 августа 2012 года более 120 представителей всех фракций немецкого парламента подписали письмо в защиту группы Pussy Riot, которое было направлено российскому послу в Германии Владимиру Гринину.
BBC считает, что большинство западных корреспондентов приговор Pussy Riot поверг в состояние шока и что мировая пресса видит в суде над Pussy Riot фарс. Все международные правозащитные организации осудили действия власти против участниц группы.
Чего добились: главная цель была достигнута, провокация против власти удалась, а информационное поле вокруг этого дела ударило по международному статусу государства. Потайная цель, открыть очередное окно Овертона была реализована и общество начало обсуждать и критиковать православие. Более 100 акций в поддержку участниц и тысячи заявлений в СМИ от знаменитостей сделали из участниц перформанса знаковых фигур.
Социологические исследования к концу судебного процесса свидетельствовали о сдвиги общественного мнения в сторону смягчения приговора, 23 декабря 2013 года Толоконникова и Алёхина вышли на свободу по амнистии в честь 20-летия Конституции РФ.
Благодаря международному давлению и резонансу в мире, участницы группы хоть и получили реальный срок, но были выпущены по амнистии. В 2018 году ЕСПЧ присудил участницам панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной, Надежде Толоконниковой и Екатерине Самуцевич в общей сложности около 50 тысяч евро компенсации за уголовное преследование и условия содержания. Акционистки, которых осудили по статье «хулиганство» (часть 2 статьи 213 УК), настаивали, что российские власти нарушили их право на свободу выражения, а также создали для них бесчеловечные условия в СИЗО и в суде.