Событие: Художник-акционист Петр Павленский в ночь на 9 ноября 2015 года поджег дверь здания ФСБ на Лубянской площади в Москве, после чего был задержан полицией — вместе с двумя журналистами, освещавшими акцию. Журналистов позднее отпустили, они находятся в статусе свидетелей; Павленскому инкриминируют мелкое хулиганство. Художник считает свою акцию «Горящая дверь Лубянки» протестом «против непрерывного террора» спецслужб и «рефлексом борьбы за собственную жизнь».
Цель акции: организовать провокацию против спецслужб России, для дискредитации ее действий. Символический поджог двери означает борьбу за жизнь и свободу.
Направление: Безопасность, дискредитация силовиков
Инструмент: Творчество, художник
Метод: Акционизм
Освещение в СМИ:
https://www.svoboda.org/a/29135500.html
Реакция общества: общество в России выступило против действий художника и только небольшая группа либералов поддержала. Социальные сети обсуждали факт поджога двери, а не художника, но это и нужно было интервентам.
Международней резонанс: Акционизм – это форма художественного выражения, которая защищена статьей 10 Конвенции о правах человека (гарантирует свободу слова), рассуждает юрист «Мемориала» Кирилл Коротеев. В этом смысле, отмечает он, у дела Павленского много общего с делом Pussy Riot, которое уже прошло процесс коммуникации в ЕСПЧ. Но они просто потанцевали, а в данном случае имеется уже имущественный ущерб, и это фактор, который будет работать против заявителя. Поэтому ЕСПЧ будет смотреть скорее на то, как суд обосновал необходимость применения санкций, а предметом оценки ЕСПЧ станет не столько квалификация действий художника, сколько общая адекватность оценки суда.
Чего добились: очередное окно Овертон было открыто в противостояние с силовиками, а факт поджога ФСБ и мягкий приговор суда только способствуют дальнейшей раскрутки спирали агрессивны против правоохранителей. Интервенты реализовали яркую акцию против одного из символов государства, а поддержка либеральных СМИ и соц медиа обеспечила распространение этого факта. На подсознательном уровне было заложено в обществе, что можно действовать методами soft power против ФСБ и наказание минимальное.